Схема задержки включения нагрузки на 555 таймере позволяет питать устройства, требующие подачи напряжения с задержкой. Ключевым элементом служит MOSFET транзистор IRF5305. Это позволяет подключать нагрузку с током потребелния до 31 А. Данная схема рассчитана на работу с напряжением 12-15 В (в автомобиле) и может использоваться для задержки включения ламп заднего хода для автомобилей с АКПП (если вдруг там установлены мощные лампы или даже ксенон) либо для задержки включения дополнительных фар дальнего света (чтобы можно было моргать только основными); и для многих других применений.
Схема реле задержки показана на рисунке (для увеличения кликнуть):
Реле задержки собрано на таймере 555 (русский аналог - КР1006ВИ1). Времязадающая цепочка C1R1 обоспечивает задержку включения, рассчитываемую по формуле 1,1*R1*C1. При заданных номиналах время задержки составляет около 1.5 сек. Элементы R2, C2 образуют простейший фильтр импульсных помех по питанию, так как схема задумывалась для использования в автомобиле. Биполярный транзистор T1 служит инвертором выходного сигнала таймера, чтобы открывать p-канальный полевой транзистор, управляющий нагрузкой. T1 может быть любым n-p-n транзистором. Резистор R5 служит токоограничивающим резистором в момент открытия Q1, чтобы предотвратить повреждение транзистора Т1. Выходной транзистор Q1 имеет малое сопротивление в открытом состоянии (0,06 Ом) , поэтому при токах даже до 20А может использоваться без радиатора. Нагрузка подключается между выводом 1 разъема X1 и землей. Разъем Х1 - 3-х контакнтынй клеммник с шагом 5мм.
Схема собрана на печатной плате размером 48х27 мм.
Рисунок печатной платы в зеркальном виде:
Большое отверстие на земляном полигоне сделано под винт крепления сразу к массе автомобиля.
Схема расположения элементов:
Обратите внимание, что расположение транзистора Т1 на плате на этом рисунке показано для другой цоколевки. По факту нужно смотреть на цоколевку конкретного транзистора.
Фотографии готового реле задержки:
Как видите, использована русская микросхема КР1006ВИ1.
Резистор R2 установлен двухваттный, с запасом, хотя и одноваттный вполне сойдет.
Силовые дорожки от клеммника до транзистора дополнительно пропаяны кусками отрезанных выводов деталей для увеличения проходящего по ним тока.
Вся плата с обеих сторон 2 раза покрыта канифольным спреем FLUX, кроме клеммника и площадки с отверстием под винт. Они предварительно заклеены скотчем. Спрей FLUX создает защитную пленку из канифоли, которая при необходимости легко паяется. Если реле задержи планируется размещать во влажных местах, то необходимо либо поместить его в корпус, либо покрыть каким-либо защитным лаком, например, уретановым ROT. При монтаже на винт следует не допускать контакта остальной платы с металлическим основанием.
Проект реле задержки включения в формате KiCad можно скачать тут